ТРИЗ-технологии

«Если мы хотим научить думать, то прежде должны научить придумывать»  Дж.Родари

Уроки ТРИЗ и РТВ призваны развивать творческие способности детей, создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В программе курса РТВ (развитие творческого воображения) использованы также некоторые другие неалгоритмические методы генерации идей и отдельные приемы нейролингвистического программирования (НЛП), позволяющие эффективно развивать воображение ребенка.

triz.pngГ.С.Альтшуллер, основатель ТРИЗ технологий, заметил, что формируя сильное мышление у детей приемами и методами ТРИЗ, воображению и фантазированию не уделяется достаточного внимания, что мешает ребенку решаться на нестандартные, сильные идеи. 

Он разработал основы и ввел в ТРИЗ важный раздел – РТВ. Программу и методические разработки к курсу составили члены Ассоциации ТРИЗ – Н.В.Рубина, А.А.Нестеренко, И.Н.Мурашковская, С.И.Гин и другие, опыт которых мы будем использовать в своей работе.





Авторами курса РТВ были сформулированы «критерии новизны» для оценивания творческих работ учащихся:

  • 1 уровень (низкий) – неоригинальные, стандартные идеи («Так могут придумать все»);

  • 2 уровень (средний) – решения, которые не столь очевидны, но легко просчитываются («Так могут многие»);

  • 3 уровень (выше среднего) – идеи оригинальные, нестандартные («Так могут некоторые»);

  • 4 уровень (высокий) – сильная, неожиданная идея, отказ от психологической инерции («Так могут единицы»).

Первый блок учебного материала посвящен развитию ассоциативного, образного мышления. Обучать школьников предлагалось на «загадочной основе», т.к. загадка, как поясняет А.А.Нестеренко, решает возникшее противоречие: нетворческие задания должны быть (так как необходимые умения, например, умение выделять объект как совокупность элементов и как часть чего-то большего, требуют тренировки) и их не должно быть, чтобы не пропадал интерес к учёбе. Поэтому загадка – это идеальный способ решения данного противоречия.