На сегодняшний день ключевыми компетенциями, по мнению педагогического коллектива ООЦ «Школа», являются те, которые помогают не растеряться и принять решение в нестандартной ситуации. Прежде всего, это умение выстроить эффективную коммуникацию, и не только на русском языке. Именно поэтому английский язык в школе изучается с детского сада, где ведущей формой остается увлекательная игра. В школе задачи изменяются: от освоения норм языка ученик приходит к решению сложных коммуникативных задач – будь то освоение отдельных предметов на английском и французском языках или защита исследовательской работы.
Открытое в 2016 году в школе единственное в городе билингвальное отделение помогает не только сформировать языковые навыки, но и развить общекультурные компетенции. Выпускники этого отделения получают документ об образовании посольства Франции и могут не только поступить во французские вузы, но и, что важнее, получить двойной диплом в лучших вузах России.
Другая компетенция, диктуемая экономикой будущего, – проектирование, которое представляет собой умение спланировать собственную целенаправленную деятельность, проанализировать ресурсы, создать продукт и предъявить его аудитории. Для этого в рамках учебного плана любой школы предусмотрен курс «Проектная деятельность». В ООЦ «Школа» реализуется авторская программа. На определенных этапах ученики средней школы учатся собирать и обрабатывать информацию, составлять опорный конспект и сравнительные таблицы, оформлять результаты работы в логически связный текст, и, наконец, представлять весь проект перед строгим жюри. Получается, что весь путь ученика в этом курсе – это путь от опорного конспекта до исследовательской работы на актуальную тему.
Кроме исследовательской работы продуктом проектной деятельности может быть, например, реальный объект, смоделированный учеником и напечатанный на 3D принтере (школа располагает необходимым оборудованием: ПО, 3D принтеры). Примером такой работы в этом году стали модели, используемые на уроках геометрии, химии и физики. Создавая эти модели, ученики используют как собственные знания из разных предметных областей, так и навыки моделирования и прототипирования. В рамках развития технического направления в школе организованы курс внеурочной деятельности «Робототехника» на базе конструктора ЛЕГО и EV3 (5-6 классы), а на уроках технологии ученики изучают азы электротехники и электроники (в школе имеются наборы Arduino, конструкторы «Знаток» на каждого обучающегося).
Залог результативной проектной деятельности – это овладение еще одной не менее важной компетенцией будущего, – критическое мышление и логические навыки. Работа в этом направлении представлена в Школе на всех ступенях. В среднем звене акцент ставится на развитие таких логических умений, как сравнение, доказательство, классификация, обобщение через алгоритмы логических умений. Задача Школы – научить ребенка мыслить на любом предметном материале.
Немаловажную роль в современных условиях играет умение работать в команде. Не секрет, что порой человеку легче сделать что-то самому, не обращаясь за помощью к окружающим. Однако чаще возникают ситуации, когда работу необходимо выполнить в группе – необходимо определить позиции, распределить функции, ответственность среди всех участников. В нашей школе этому учат как на уроках, так и во внеурочное время. Работая в парах и в группах, ребята учатся не только действовать по инструкции, но и договариваться с одноклассниками, брать ответственность на себя за выполнение определенных задач.
Сегодня Школа стала по-настоящему комфортным местом для учеников. В классах – 16-18 человек, поэтому мы можем говорить о большем внимании каждому ребенку. Все кабинеты оснащены интерактивными досками, компьютерами с выходом в Интернет; ученики и учителя имеют доступ к образовательным контентам; медиатека предоставляет возможность каждому ученику читать литературу на иностранных языках. Специализированные кабинеты химии, физики, биологии, лингафонный кабинет… Комфортная обстановка создана в столовой, которая больше похоже на кафе – здесь можно вкусно поесть и пообщаться с друзьями.
ООЦ «Школа» - это не только учеба. Это еще и активная творческая, спортивная жизнь. Педагогами поддерживается любая инициатива учащихся: от организации и проведения спортивных состязаний до кураторства старшеклассниками проектной деятельности учеников средней школы.
Школа в нашем понимании – это не только педагоги и учащиеся. Родители – тоже активные участники образовательного процесса. Они вовлечены в совместную деятельность на самом первом этапе, при формировании плана общешкольных мероприятий. Часто мамы и папы сами выступают инициаторами совместных дел – мастер-классы и образовательные экскурсии, футбольные и баскетбольные турниры и театральные спектакли, где на одной сцене играют и родители, и дети.
Одной из ключевых задач старшей школы является профессиональное самоопределение выпускника, именно поэтому в рамках предмета «Основы проектирования» в 10 классе учащиеся погружаются в профессию посредством специально организованных профессиональных проб. По сути, профпробы – это выездные сессии в компании и предприятия города, где ребята на практике знакомятся стой сферой деятельности, в которой они планируют работать и развиваться по окончании профессионального обучения. Каждый год состав компаний-партнеров меняется в зависимости от выбора старшеклассников. Большую помощь в организации профпроб оказывают наши родители.
Стоит сказать, что профпробы в нашем случае не сводятся к проведению обзорной экскурсии – ученики в течение 4 недель выполняют реальные задания принимающей компании. Профессиональная проба позволяет ученику понять «изнутри»: как организуется производственный процесс, какие функциональные места в данной сфере деятельности они могут занять, получается ли у них сделать порученную им работу в рамках предусмотренных компетенций.
Завершается вся эта аналитическая и практическая работа публичной презентацией результатов проделанной работы. Такая форма знакомства с профессией реально помогает им понять, насколько правильно они делают свой выбор, будет ли им интересно дальше заниматься этим делом. А иногда профпробы заставляют полностью пересмотреть свои планы и изменить профессиональную траекторию.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ (смотреть видео)