Новости и события

В этом году школьный театр "ТалантиУм" показал на сцене историю самого известного рассказа А.П. Чехова "Каштанка". Чехов, по словам режиссера, сценариста и автора музыки Виктора Мартынова, всегда испытывает читателя, давая немалую пищу для размышлений. Постановка Чехова - это всегда либо грандиозный успех, либо полный провал - середины не бывает. Вот и в этот раз юные артисты показали драматизм непростого выбора. А еще они показали зажигательный и веселый цирк, с его искрометным юмором и детской наивностью. Наши артисты - ученики школы и и их родители - постарались и максимально вжились в роли. В этот вечер Чехов был с нами. И, по мнению зрителей, это был успех.

Из интервью с главным режиссером-постановщиком Виктором Мартыновым (март 2024 года):

В прошлом году мы по-новому увидели «Евгения Онегина», а в этом году уже идет процесс постановки
 «Каштанку», и . Можете рассказать о внутренней кухне, как работаете? И почему именно «Каштанка»? Особенно после «Евгения Онегина».

- На самом деле, для меня нет никакого контраста. "Каштанка", как я понимаю, - это произведение о широком взгляде на мир, и в данном случае Каштанка, с точки зрения моей идеи, – это отрицательный персонаж, в том плане, что она с очень ограниченным видением, она не видит перспектив, которые у нее могут быть в жизни, точнее, она их не осознает. У нее был в этой истории очень неплохой шанс изменить свою жизнь в лучшую сторону, но она все-таки выбрала то, что ближе, то, что спокойнее, то, что роднее, и опять же я говорю, у меня взгляд на эту ситуацию такой, но я не буду его навязывать зрителям, потому что может быть при этом выборе каждый человек сделает по-своему: надо ли жить в откровенно удручающих условиях, но тем не менее считая их родными, где вполне в порядке вещей насилие, например, или попытаться изменить свою жизнь. Ну тут для кого какие ценности важнее. Об этом для меня материал «Каштанки», и в этом смысле его идея и содержание ничуть не ниже «Евгения Онегина». «Евгений Онегин» даже, по большому счету, соприкасается с этой темой, но чуть-чуть с другой стороны, потому что Евгений Онегин – это человек, который не понимает, зачем он живет. Это герой, который героем не является. Он себя героем выставляет, он себя героем показывает, но тем не менее, он не понимает зачем ему жизнь дана. Это о пустоте жизни. И когда он, наконец, осознает, что в этом мире есть что-то важное, уже поздно, потому что он всю свою жизнь уже промотал. Поэтому «Каштанка», с содержательной точки зрения, - очень сильное произведение. Это Чехов. А этот писатель нам интересен прежде всего тем, что он доктор, как не странно. Есть в этом цинизм какой-то докторский в его отношении к жизни. И он-то как раз, в отличии даже от Пушкина, не дает однозначных оценок. Он понимает, что такую ситуацию можно повернуть и так, и иначе. Тем Чехов и интересен. Как работается мне с учениками? По-разному. Ученики все разные, есть очень горящие и желающие, а есть случайно зашедшие, но тем не менее радует, что большинство ребят все-таки талантливые и хотят проявить свой талант. И мы, вместе играя, пытаемся сделать что- то интересное и дать возможность ребятам проявиться.

В школах сейчас очень часто звучит такая тема, как театральная педагогика. Как вы думаете, за счет вот этих постановок, что воспитывается в детях? И действительно ли имеет место быть театральной педагогике и что она меняет в детях?

- Ну, я – педагог с большим стажем, скоро уже 30 лет будет, как я именно педагогикой театральной занимаюсь. Я могу четко сказать: первое – это сама дисциплина, потому что работа в театре – это, прежде всего, навыки самоконтроля. Ты должен, кроме того, что запомнить линию поведения, еще управлять своими эмоциями, развивать речь, то есть развивать мозг. Потому что вся речь не во рту, а в голове, и это сильно прокачивает вот эти навыки, но опять же, момент работы на сцене – это момент работы с некой публичностью. Человек приобретает умение справляться со своими комплексами, не бояться себя показать, что очень важно будет в будущем. Ну, и в-третьих, законы гармонии, законы ритма, развитие динамики. Это все нужно слышать, чувствовать. И еще момент – воспитание творческой жилки какой-то, а творчество, оно применимо в любой профессии. И если человек относится к своей профессии с творчеством, он сразу же начинает делать в ней какие-то успехи. Поэтому все эти навыки, они так или иначе в жизни помогут вне зависимости от того, будет ли связывать человек жизнь с театром или не будет, это все в его копилку внесет очень хороший вклад. Даже занятия музыкой вносят большой вклад в умение слышать звуки, в умение ими управлять. Но занятия театром вносят еще больший вклад, потому что, в данном случае, музыкальный инструмент – это ты, твое тело, это твой голос, твои эмоции, умение управлять собой, как музыкальным инструментом дает большие плюсы тем ребятам, которые этим занимаются, по сравнению с теми, кто этим не занимается.

Ваши советы для юных актеров?

- Насколько юных? Ну, я считаю, что всерьез театром нужно заниматься с 14 лет. До 14 это мы немножко играемся. В этом есть польза, но толку профессионального в этом нет никакого. Если есть мечта стать актером, играть на сцене, сниматься в кино, то я бы посоветовал ребятам до 14 лет не заниматься театром, заниматься хореографией, вокалом, акробатикой, музыкой. То есть навыками, которые потом тебе пригодятся в театре. А после 14-ти уже всерьез погружаться в театральное искусство. Это просто процесс полового созревания, примерно у всех в один период. Но когда человек становится по-настоящему взрослым, тогда с ним можно работать уже в классе, в его копилку в актерскую, на будущее. Потому что на этом моменте иногда люди меняются кардинально. Ребенок был веселый, жизнерадостный, активный, на драйве, потом происходит какой-то щелчок, и он превращается в мрачного и депрессивного философа. И это вообще другой человек. С ним уже надо по-другому работать, а если у него сохранились театральные навыки с детства, и он их пытается применить уже в новом своем статусе, это для него получается двойная работа. Поэтому, пока идет детство нужно заниматься вот этими развивающими дисциплинами. Это все потом пригодится.

https://www.youtube.com/watch?v=OD1eEGrROMI